Государственная служба КанадыКанада тщательно анализирует ресурсы своей системы управления человеческим потенциалом. Канадская федеральная государственная служба носит «ценностно-ориентированный» характер, что включает в себя:
• демократические ценности (лояльность и приверженность общественному интересу);
• профессиональные ценности (нейтральность, принцип меритократии, ко-мандный дух и инновационность);
• этические ценности (честность, порядочность);
• универсальные ценности (уважение к людям, гуманность).
Канадская государственная служба обеспечивает работу сменяющихся правительств. Обеспечивая преемственность, государственная служба одновременно имеет возможность оценивать общественные интересы с внепартийной, профессиональной точки зрения.
Государственная служба Канады строится на нейтральной и основанной на меритократическом принципе традиции.
95% канадцев считают, что правительство должно обеспечивать такой же, как в частном секторе, или даже более высокий уровень услуг. Канадцы ожидают высокой эффективности и компетентности от своей государственной службы.
В Канаде стране с системой открытого правительства сильно выражены моменты общественного контроля над государственной службой. Госслужба находится под наблюдением парламента, генерального аудитора, граждан, средств массовой информации.
Осуществляется регулярный отчёт через министерства по программам своей деятельности перед парламентом. При этом считается, что должна быть какая-то реальная шкала измерений и оценок в отношении деятельности служащих. В данный период эта система развивается и совершенствуется.
Федеральная государственная служба в Канаде двуязычна и обеспечивает услуги на английском и французском языках в зависимости от необходимости. 27% канадцев говорят на французском языке, поэтому почти третья часть государственных служащих в стране и 32% высших чиновников в стране также франкоязычны. Вообще же высшее чиновничество, в принципе, двуязычно.
Вообще в Канаде система государственной службы отражает разнообразие страны – этническое, языковое, профессиональное, возрастное. Государственная служба Канады многое сделала в этом направлении, увеличивая представительство женщин, меньшинств, корен-ных этносов и т.д. Закон о равенстве при приеме на работу требует от государственной службы устранить все барьеры, которые еще имелись в этой области, равно как и обеспечить позитивные стимулы к расширению представительства в органах государственной службы Канады.
Основная часть федеральной государственной службы в Канаде охвачена профсоюзами. Исключениями являются высшие чиновники, некоторые категории офисных работников, юристы и небольшая часть других категорий.
Время от времени правительство осуществляет «замеры» национальной государственной службы, что стало возможным с помощью широких социологических исследованиях 1999 и 2002 годов.
Последние результаты показывают, что характеристики государственной службы в стране систематически улучшаются в том, что касается продвижения людей по службе, профессиональной подготовки и переподготовки, устранения целого ряда барьеров для женщин, социальных меньшинств и т.п.
Из историиПрофессионализация государственной службы в Канаде началась почти сто лет тому назад – в 1918 году, когда была создана Комиссия по государственной службе со специфической задачей осуществление меритократического принципа в государственной службе и преодоление патронажа.
До Второй мировой войны канадская государственная служба была относительно небольшой. В 1970-х годах здесь имел место бурный рост.
Однако по мере того как государственная служба росла, появлялись различные проблемы, часть которых как раз и шла от роста масштабов и сложности.
Каждый орган государственной службы отныне должен был отвечать за конкретные результаты. Это касалось и вертикального, и горизонтального направлений, т.е. работа за пределами своих рабочих мест, сотрудничество с другими органами, деятельность в командах, а не только в своих офисах.
В 1980-х годах было несколько попыток реформировать государственную службу, одновременно это были годы сокращения бюджетов госслужбы. После двух десятилетий роста приходилось привыкать к концепции «малого правительства», т.е. необходимость компенсировать эти сокращения поиском талантливых лидеров и исполнителей.
Как результат были учреждены принципиально новые структуры, например: альтернативные агентства обеспечения услугами: отныне каждый орган должен был быть более гибким и способным взаимодействовать с другими органами и уровнями государственной службы. (Примером может служить канадская система таможенной службы и сбора налогов, которая сегодня действует от имени большинства провинций страны.)
На уровне высшей исполнительной власти сегодня в Канаде занято свыше 3200 человек. Из этого числа 250 человек занимают высшие должности – не ниже помощников заместителей министра. Эта категория государственных служащих назначается не столько на конкретную должность, сколько на конкретный уровень государственной службы, большинство из них при этом проходят через сложный процесс подготовки, обеспечивающей преемственность.
Была учреждена Программа управления качеством работы в государственной службе, нацеленная на то, чтобы конкретные задачи и программы госслужбы своевременно доводились до всех ее органов по принципу «сверху вниз» – от заместителей министров до рядовых чиновников. Программа также усиливает персональную ответственность и подотчетность государственных служащих, что формально выражается в конкретных соглашениях с каждым государственным служащим. Программа также предоставляет новые возможности подготовки резерва, т.к. нацелена на выявление и удержание лучших исполнителей. И что особенно важно, она позволяет должным образом реагировать на проблему слабых исполнителей вплоть до самых высоких уровней государственной службы.
Существует несколько институтов, обеспечивающих эффективнувю деятельность канадской государственной службы:
• Комиссия государственной службы Канады – независимое агентство, подотчетное Парламенту. В обязанности Комиссии входят сохранение и укрепление ценностей профессиональной госслужбы: компетенция, партийная непринадлежность и представительство. Комиссия воплощает это через Закон о занятости в госслужбе, систему оценки государственных служащих, аудит и мониторинг деятельности персонала. Закон позволяет Комиссии делегировать ее полномочия по назначению чиновников департаментам и агентствам. Комиссия госслужбы контролирует действия по подбору персонала с момента вступления на госслужбу до назначения на должности на том же или более высоком уровне. Комиссия госслужбы также ответственна за:
- профессиональное обучение;
- языковую подготовку;
- программы развития;
- конкретную деятельность в областях планирования человеческих ресурсов, развития карьеры и проверки деятельности исполнительной группы;
- руководство программами равномерной занятости.
• Коллегия казначейства является комитетом Кабинета министров и соответственно частью исполнительной власти. Будучи работодателем и генеральным управляющим Правительства Канады, она определяет политику в этих областях, включая политику в отношении людских ресурсов. Она также проверяет и утверждает предложенные планы расходов правительственных департаментов и следит за развитием утвержденных программ.
• Секретарь Тайного совета, самый старший неполитический представитель в Правительстве Канады, который обеспечивает профессиональную, внепартийную помощь премьер-министру по всем политическим и оперативным мероприятиям, которые могут оказывать влияние на правительство. Секретарь Тайного совета рассматривался как Руководитель госслужбы, обеспечивая руководство госслужбой в целом. Будучи старшим заместителем министра, этот высший чиновник несет двойную ответственность за полную эффективность государственной службы и за компетентное и действенное управление и администрирование.
Канадский центр развития управления. В его функцию входит организация помощи управленческому персоналу в просветительском отношении и целый ряд других вопросов.
Работники госслужбы обычно назначаются на основании Закона о занятости в госслужбе. Система назначения носит меритократический характер.
Для сохранения внепартийной природы государственной службы Закон о занятости в госслужбе предусматривает положения, не позволяющие государственным служащим на всех уровнях участвовать в агитации за или против какого-либо кандидата или политической партии в федеральных, провинциальных или территориальных выборах.
источник